Тупая боль — её причины, диагностика и лечение

Тупая боль характеризуется невысокой интенсивностью, а иногда – постепенным нарастанием. Как правило, такой болевой синдром возникает при хронических заболеваниях. Стойкая, длительная тупая боль должна стать поводом для обращения к врачу и проведения диагностики. Это связано с тем, что причины подобных болезненных ощущений могут быть разными, и, если не провести лечение основного заболевания, могут возникнуть серьезные осложнения.

Характер тупых болей

Тупая боль – неприятное ощущение, которое всегда вызывает дискомфорт, но при этом не достигает уровня болевого порога. Ее можно охарактеризовать как неопределенное разлитое чувство давления на ткани. Иногда тупая боль может приобретать пульсирующий или тянущий характер. В этом случае раздражающее воздействие усиливается.

Тупая боль может быть временной или постоянной. Если она исчезает сама по себе без принятия обезболивающих лекарств, то считается временной.

В большинстве случаев тупая боль носит непрерывный характер. Ее можно ослабить или снять на некоторое время с помощью медикаментозных препаратов.

Возможные причины

Тупая боль может иметь различную локализацию в зависимости от патологии, вызвавшей её.

Причинами тупых болей в различных зонах могут быть следующие заболевания:

• болевые ощущения, охватывающие голову, могут быть признаком переутомления, теплового или солнечного удара. Кроме этого, часто такой болевой синдром возникает при повышении артериального давления;
  • боль в груди может быть признаком патологий сердца или воспаления легких;
  • боли в спине могут быть связаны с перенапряжением мышц, развитием остеохондроза или хронического пиелонефрита;
  • болевые ощущения в животе указывают на хронический холецистит, гепатит или панкреатит;
  • боль внизу живота может быть симптомом хронического цистита или воспаления придатков у женщин.
К прочтению:  Болит левый бок - что это может быть, диагностика и лечение

Как диагностировать заболевание, вызывающее тупые боли

Чтобы диагностировать причину тупых болей, доктор изначально определяет место их локализации. Очень опасным такой симптом является тогда, когда он возникает в области груди. Наиболее часто это свидетельствует о воспалении сердечной мышцы – миокардите. Такое заболевание может носить инфекционный или токсико-аллергический характер. Кроме того, спровоцировать патологию могут некоторые лекарственные препараты или различные физические факторы, а также нарушение иммунитета. Дополнительными симптомами являются общая слабость, повышенная утомляемость, головокружение и перебои в работе сердечной мышцы.

Другим распространенным заболеванием, которое сопровождается тупыми болями в груди, является нейроциркуляторная дистония. Особенностью такого болевого синдрома в этом случае является то, что он часто иррадиирует в левую руку. Такое заболевание чаще всего связано с переутомлением и малоподвижным образом жизни. Спровоцировать его могут стрессы и злоупотребление алкоголем. Дополнительно может затрудняться вдох, возникать головные боли и появляться чувство нехватки воздуха.

Если тупые боли в области груди вызваны патологиями дыхательной системы, то диагностировать конкретное заболевание можно с помощью рентгенографии. Следует знать, что болевой синдром тупого характера возникает, когда болезни легких находятся в запущенном состоянии.

Боли в области живота часто являются симптомом проблем с желудком или с другими органами пищеварительной системы. Тупой характер болевого синдрома свидетельствует, чаще всего, о хронической форме болезни. Боль может сопровождаться периодическим появлением тошноты, рвоты, диареи. В тяжелых ситуациях развивается потеря веса.

К какому врачу обратиться за помощью

Выбор специалиста для лечения тупых болей всецело зависит от места их локализации:

• При болях в голове, конечностях и спине следует обращаться к неврологу.
  • При болях в груди может понадобиться помощь кардиолога или пульмонолога.
  • При болях в животе необходимо обследоваться у гастроэнтеролога или хирурга.

Если возникают сомнения, к какому специалисту необходимо обратиться при наличии тупых болей, то следует записаться на прием к терапевту. После осмотра и проведения основных исследований он выяснит причину болевого синдрома и даст направление к врачу узкой специальности.

Лечение

Лечение тупых болей подбирается в зависимости от диагноза. Поэтому самостоятельно предпринимать какие-то действия категорически запрещено. Неправильный прием лекарств или применение физиопроцедур может усугубить состояние и вызвать тяжелые осложнения.

Если тупые боли спровоцированы сердечными патологиями, кардиолог назначит лечение конкретного заболевания:

1. При подтверждении диагноза миокардита все лечебные мероприятия будут направлены на борьбу с инфекцией, которая стала причиной болезни. Комплексная терапия включает в себя курс антибиотиков и препаратов, укрепляющих иммунитет.

2. При обнаружении пороков митрального клапана целью лечения является максимальное облегчение работы сердечной мышцы, снижение нагрузки на миокард. Для этого применяются препараты, нормализующие ритм сердечных сокращений и расширяющие кровеносные сосуды.

3. В тяжёлых случаях для лечения сердечной патологии назначается хирургическое лечение.

Когда причиной тупых болей является дистония, лечение будет направлено на нормализацию работы нервной системы. Для этого пациенту нужно будет обеспечить позитивные и комфортные эмоциональные условия. Важно будет следить за сбалансированным режимом работы и отдыха. Показан достаточный полноценный сон — не менее 8 часов в сутки. Нужно регулярно совершать прогулки на свежем воздухе, качественно питаться и полностью отказаться от спиртного. В тяжелых случаях могут назначаться антидепрессанты.

Тупые боли в области живота, как правило, являются симптомом различных патологий пищеварительной системы. На фоне лечения основного заболевания доктор может назначить средства для снятия болевого синдрома – Спазмалгон, Но-шпу или другие лекарственные препараты. Эффективным народным средством для снятия тупых болей в области живота считается чай из ромашки или календулы.

Профилактика возникновения болей

Поскольку тупые боли являются симптомом самых различных заболеваний, то профилактика ограничивается нормализацией образа жизни и заботой о собственном здоровье. Важно соблюдать режим питания. В рацион необходимо включать много овощей и фруктов, которые позволят насытить организм витаминами, а значит, более успешно противостоять любым болезням.

Кроме этого, нужно сбалансировать режим труда и отдыха. Достаточное время должно выделяться для полноценного сна в хорошо проветриваемом помещении.

Следует постараться исключить нервное перенапряжение и избегать стрессовых ситуаций. Кроме этого, нужно позаботиться об умеренных ежедневных физических нагрузках, так как малоподвижный образ жизни часто является провоцирующим фактором для развития многих серьёзных патологий.

Обязательно следует регулярно проходить профилактические осмотры. Выявление патологий на ранних стадиях позволяет успешно провести лечение и исключить какие-либо осложнения.

Видео по теме