Истощение нервной системы: моральное истощение, признаки, симптомы, можно ли умереть, как лечить

Истощение нервной системы – это функциональное заболевание нервной системы, которое возникает из-за длительного психоэмоционального перенапряжения. Вряд ли можно встретить человека, который ни разу не испытывал бы на себе ощущение неконтролируемой раздражительности и усталости, потому что неврастения – это одна из самых распространенных патологий психики в мире. Нервное истощение может встречаться в любой возрастной группе, однако преобладающее количество людей находится в диапазоне 20-45 лет. Причем прекрасная половина человечества страдает от неврастении куда чаще мужчин, что связано с более «уязвимой» нервной системой из-за постоянного изменения уровня гормонов в крови.

Нервы у девушки

Правильный режим дня, отдых, рациональное питание и избегание конфликтов  это важные аспекты для выздоровления. Однако сложность состоит в том, что неврастения – болезнь исключения, и ее клинические симптомы могут симулировать куда более серьезные психические расстройства (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эндогенная депрессия). Поэтому для постановки правильного диагноза порой необходимо пройти целый ряд обследований, чтобы его подтвердить и начать своевременное лечение. Сложно сказать, можно ли умереть от нервного истощения, однако длительное нахождение в стрессовой ситуации влияет на организм отрицательно. Берегите свои нервы, нервов много, а людей еще больше.

Мне нужно очень мало причин…

Моральное истощение периодически возникает и у психически здоровых лиц, однако систематическое его возникновение требует более тщательной диагностики.

Неврастения возникает из-за:

• Генетической предрасположенности;
  • Особенностей характера;
  • Длительного физического или умственного переутомления;
  • Насилия в семье;
  • Авитаминоза;
  • Постоянных конфликтов.

Причем достаточно всего одной причины, чтобы запустился бесконечный каскад химических реакций, приводящих к неврастении.

Я так устал, но этот мир должен знать, что он меня бесит

Злость и агрессия

Признаки нервного истощения сразу бросаются в глаза, если течение неврастении носит классический характер:

• Раздражительность. Человек теряет контроль и становится агрессивным по отношению к окружающим. Даже незначительные мелочи выводят из себя, а после приступа злобы появляется слабость и разбитость;
  • Головная боль. Болевой синдром затрагивает оба виска по типу каски неврастеника. Человек предъявляет жалобу на боль тянущего, давящего характера «как будто сдавливают голову ремнем»;
  • Снижение когнитивных функций. Постоянный стресс способствует снижению концентрации на важных вещах, ухудшению мыслительных процессов. Человек плохо усваивает и запоминает новый материал, становится рассеянным;
  • Нарушение сна. Неврастеник плохо засыпает из-за тревожно-фобических переживаний. В голове хаотично скачут мысли, человек зацикливается на своих неудачах и долго не может заснуть или спит прерывисто и с кошмарами;
  • Обострение сенсорного восприятия. Человек становится ранимым, может легко расплакаться по несущественному поводу. Нередко появляются жалобы на придуманные соматические заболевания (ипохондрия).
  • Усталость. Психологическое истощение – это всегда слабость, даже если человек кричит, рвет и мечет, это вовсе не значит, что он полон энергии. На самом деле, это использование резервов, которые быстро исчерпают себя после конфликтной ситуации;
  • Изменение психоэмоционального фона. Помимо раздражительности и ощущения разбитости у человека может появляться апатия вплоть до возникновения депрессии;
  • Снижение сексуального влечения;
  • Нарушения со стороны органов и систем без органического поражения: сердцебиение, одышка, диарея, тошнота, головокружение, потливость и т.д.

Симптомы нервного истощения могут быть размыты или представлены единичными вспышками агрессии.

Выбери свою

Существует несколько стадий неврастении:

• Гиперстеническая. В эту стадию человек становится раздражительным, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как показывает практика, либо не завершает их вовсе, либо делает их кое-как. Нарушается сон, появляется слабость и недомогание, головная боль;
  • Раздражительная слабость. Нарастает агрессивность по отношению к окружающим, а затем быстро сменяется упадком сил и апатией. Сон чуткий, человек постоянно просыпается и видит кошмары, иногда не может уснуть вовсе – возникает бессонница. Психоэмоциональный фон нестабилен, слезы быстро переходят в смех и наоборот;
  • Гипостеническая. Если неврастения не была выявлена на гиперстенической стадии, и человек не получил должного лечения, возникает гипостеническая стадия. Для нее характерны признаки депрессии и нервного истощения. Если не предпринять никаких попыток к выздоровлению, человек может закончить жизнь самоубийством из-за изнуряющих мыслей и недостатка сна.

Стадии могут переходить одна в другую или чередоваться до тех пор, пока не прекратится воздействие раздражающего фактора. Обычно, неврастения начинается с гиперстенической стадии, однако есть случаи и первичной гипостенической.

Что там у тебя? Неврастения?

Истощение нервной системы всегда подозревается в последнюю очередь, и не зря. Неврастению необходимо дифференцировать хотя бы с… шизофренией. На первый взгляд кажется, что у этих заболеваний не может быть ничего общего, однако существует неврозоподобная форма шизофрении, которая проявляется абсолютно также. Плохой сон? Да. Раздражительность? А как же. Апатия и усталость? Три раза «ДА»! Что касается галлюцинаций и бреда – позитивные симптомы выражены незначительно, так что можно ли спутать неврастению с шизофренией? Вполне. А как же маниакально-депрессивный психоз с бесконечными перепадами настроения от бурной радости до попытки самоубийства? Гиперстеническая стадия неврастении примерно так и проявляется, так что тут сходство вполне себе очевидно.

Исключается диагноз у психиатра с дальнейшим наблюдением у психотерапевта. Если человек предпринимает попытки к самоубийству или предоставляет опасность для окружающих, то такой пациент остается в специализированном учреждении на принудительном лечении.

Лечить – нужно!

Лечение нервного истощения – это не месячный курс медикаментозных препаратов с целью смягчения симптоматики. Чтобы побороть неврастению иногда недостаточно и нескольких месяцев, а то и года. Ведь само заболевание связано не с факторами внешней среды, а с тем, как человек на них реагирует. Соответственно, терапию неврастении необходимо начинать с психолога или даже психотерапевта. Применение лекарственных препаратов без сеансов психолога – это пустая трата денег на ветер. Медикаментозная терапия хороша, только если она подкрепляется духовно. Применяются легкие седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы. Человек должен отказаться от вредных привычек, кофе, крепкого чая и включить в свой рацион больше фруктов, овощей, молочной продукции, мяса. Для поддержания нервной системы рекомендуется регулярно пропивать курс витаминов с повышенным содержанием B1, B2,B6, B12 и магния. Не будут лишними и прогулки перед сном, занятие спортом, массаж и плавание.

Заключение

Неврастения – не самое приятное заболевание, так как избавиться от него довольно сложно. Человек должен постоянно работать над собой и полностью менять мировоззрение, если хочет окончательно выздороветь. Только его сила воли и понимание со стороны близких помогут справиться с недугом и забыть о раздражительной слабости на долгие-долгие годы.

Уделяйте больше времени себе:

• Займитесь своей внешностью, фигурой, поднимите самооценку;
  • Читайте больше книг;
  • Спите не менее 8 часов в сутки;
  • Каждый день пейте свежую молочную продукцию;
  • Избегайте конфликтных ситуаций;
  • Откажитесь от вредных привычек;
  • Займитесь спортом;
  • По необходимости пропейте курс витаминов и\или легких седативных препаратов (валерьяна, пустырник);
  • Если чувствуете нервное напряжение, запишитесь на прием к психотерапевту и обговорите с ним накопившиеся проблемы.
К прочтению:  Синдром запертого человека или псевдокома