Первое упоминание об умственной отсталости или детском слабоумии можно найти и у Ф. Платтера еще в XVI веке. Так что такое умственная отсталость и почему она возникает? Умственная отсталость – это целый комплекс патологических состояний, с различной природой возникновения, развитием, разнообразным характером течения, разными психолого-педагогическими характеристиками, различной степенью выраженности (и вылечить УО невозможно).
Немного об истории классификации умственной отсталости
Ранее в отечественной психиатрии и психологии под этим понятием подразумевалась олигофрения. И характеристика умственной отсталости у детей подразумевала прежде всего олигофрению. По некоторым данным стало известно, что первое заболевание с выраженной умственной отсталостью было описано как кретинизм. Но вскоре появились данные, что это заболевание связано с нарушением работы щитовидной железы.
Сейчас в современной науке, официально, в том числе и на международном уровне, используется термин умственная отсталость (УО), в том числе в МКБ 10 (международной классификации болезней 10 пересмотра). Но все-таки, в России термин «олигофрения» в разрезе характеристики умственной отсталости прежде всего, используется до сих пор. Еще потому, что основной контингент обучающихся коррекционных школ для детей с УО в России составляют именно дети, как ранее говорилось, олигофрены.
То есть это дети с интеллектуальной недостаточностью именно вследствие органического поражения головного мозга диффузного (разлитого) характера, возникшего в период либо внутриутробного развития, либо в первые три года жизни.
Причем нарушения интеллектуального развития при олигофрении не прогрессирующие. И хотя часто говорят, что при умственной отсталости наблюдается задержка умственного развития на всех этапах взросления ребенка, это неточная формулировка, так как происходит скорее не задержка, а недоразвитие.
В России вообще традиционным считается разделение детей c УО на олигофренов и не олигофренов. Такое деление условное. Но оно дает возможность делать соответствующие прогнозы развития у детей и организовывать обучение и воспитание детей с учетом их особенностей. Дети, которым диагностируется задержка умственного развития совершенно другая категория. Так как со временем при должном подходе они достигают уровня нормы.
Следует отметить, что обучение детей олигофренов все-таки даже в коррекционных школах нередко выстроено с большей тщательностью, чем обучение детей не олигофренов. Так как вторая категория малочисленная по сравнению с первой. Поэтому для начала более подробно остановимся на тех детях, которым ранее ставился диагноз олигофрения.
При олигофрении едва ли не самой важной характеристикой является непрогредиентность нарушения развития – то есть оно не усугубляется с течением времени. Поэтому развитие ребенка происходит, хоть и с аномальностью и глубокой своеобразностью. И вероятность положительного прогноза не такая уж малая. А вот если умственная отсталость у детей возникла после 3 лет, намного меньше поддаются коррекции нарушений развития. Прогноз уже не настолько оптимистичен. Так как у этой группы заболеваний, деменций, вследствие которых возникает интеллектуальная недостаточность, характер течения именно прогредиентный (прогрессирующий). Отдельного рассмотрения заслуживают случаи, когда умственная отсталость у взрослых людей возникла после травм или на фоне психического заболевания.
В истории изучения УО, клинические данные накапливались медленно. Учеными предлагались самые различные классификации УО (ранее использовался термин слабоумие, его можно встретить в источниках XX века). Первоначально изучением умственной отсталости занимались врачи, но вскоре стало понятно, что успех изучения этого явления в медицине очень сильно зависит от уровня развития других наук, в частности, биологии, физиологии, генетики, а также психологии и педагогики. И естественно, что более тщательному изучению подвергались дети при умственной отсталости более выраженных форм. Так как их нарушения были более явными.
Традиционная для отечественной науки
Предложенные ранее классификации строились порой только по 2, а то и по 1 общему признаку. Традиционную для отечественной науки классификацию олигофрении предложит
в начале XX века (собственно, термин «олигофрения» был введен в использование им же), он выделил три степени умственной отсталости (олигофрении):
- Дебильность
- Имбецильность
- Идиотия
Такая же классификация использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). Эта градация степеней УО относилась только к олигофрении. В основу своей классификации Крепеллин положил способность к обучению. Основная заслуга его еще в том, что он сумел объединить определяющие клинические признаки умственной отсталости у детей.
Исходя из этой классификации умственно отсталые дети в стадии дебильности способны к обучению, но только при организации специальных условий обучения по адаптированной программе, дети-имбецилы частично способны к обучению, в большей степени их обучают овладению определенных несложных трудовых навыков, центрируя обучение на социализации и приемлемому поведению в обществе. Дети-олигофрены с идиотией признавались необучаемыми, чаще всего находились в специальных лечебных учреждениях или интернатах, где за ними осуществлялся присмотр и уход.
Классификация в зависимости от природы возникновения
Трегольд в своей классификации выделял формы умственной отсталости в зависимости от природы возникновения УО. Он использовал этиопатогенетические и клинические данные. В свою очередь этиологические он разделял на первичные и вторичные. К первичным относил формы олигофрении с энодогенно-наследственной этиологией (причинами возникновения), а к вторичным олигофрении, возникшие вследствие нарушения развития и работы эндокринной системы и расстройства питания.
Классификация УО по признаку выраженности
Эскироль предложил классификацию УО по признаку выраженности. Детей с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью он причислил к собственно идиотам, а детей с более сохранным интеллектом он назвал слабоумными. Причем после тщательного изучения клинических признаков интеллектуальной недостаточности он разделил слабоумие по времени возникновения поражения головного мозга.
Раннее поражение головного мозга, повлекшее за собой слабоумие, он сравнивал с недостроенной постройкой здания, а более позднее с постройкой, разрушенной сразу после ее возведения. Это сравнение похоже на уже более позднее разделение умственной отсталости на возникшую в ранний период развития ребёнка и приобретенную после трех лет (деменцию). В ходе дальнейшей работы, Эскироль выделил три тяжелые формы умственной отсталости выраженных в тяжелых нарушениях активной познавательной деятельности:
- Слабоумие (имбецильность)
- Идиотизм кретинов
- Идиотизм
Бурневиль, изучавший детей-идиотов, вслед за Эскиролем, предложил термин «имбецильность» для той группы, в которой развитие все-таки шло, но после тщательной, выстроенной особенным образом, педагогический работы. Эти исследования проводились в начале XIX в. А уже в середине этого же века Лезаж к еще более легким формам слабоумия применил термин «дебильность».
Классификация, предложенная М.С. Певзнер
Большую актуальность в нашей стране имела классификация, предложенная М.С. Певзнер.
Автор выделила 5 форм олигофрении:
- Неосложненная олигофрения. Дети с этой формой с относительно уравновешенной нервной системой. Их поведение более сохранно, внешне они почти ничем, а иногда и совсем ничем не отличаются от нормально развивающихся сверстников. Не имеют грубых нарушений развития в анализаторной системе.
- Олигофрения, характеризующаяся неуравновешенностью нервных процессов – преобладает либо процесс возбуждения, либо торможения. Из-за этого у таких детей видны явные отклонения в поведении. Эмоционально-волевая сфера имеет более грубые нарушения. Эти дети-олигофрены с более низкой способностью к обучению.
- Олигофрения с грубым диффузным (разлитым) поражением коры головного мозга. Это дети с нарушениями зрения, слуха, работы опорно-двигательного аппарата и стойкими нарушениями речи.
- К этой группе относятся дети с психопатоподобным поведением. Их поведение не поддается самоконтролю. Они некритичны к своим антисоциальным поступкам, плохо адаптируются в обществе, ведут себя зачастую неадекватно. Склонны к аффектам и импульсивным, нередко агрессивным реакциям.
- Олигофрения с явным нарушением развития лобной доли головного мозга. Эти дети неинициативны, беспомощны в окружающем мире, не способны к осознанной целенаправленной деятельности. И речь умственно отсталых детей этой группы многословна, но фразы не несут смысловой нагрузки относительно окружающей действительности. Они часто говорят «невпопад».
Некоторые авторы пытались классифицировать виды умственной отсталости исходя из их способности к социализации. Другие вообще придерживались мнения, что олигофрены должны делиться по признаку самоокупаемости. Были и те, кто считал целесообразным делить олигофренов разделять по способности обеспечивать себя.
Почти все перечисленные классификации считаются многими специалистами спорными, но тем не менее, они оказали существенный вклад в становление современной классификации. Труды указанных авторов до сих пор имеют большое значение в понимании природы умственной отсталости. Классификации, перечисленные выше, естественно, не все из возможных. Существуют другие.
Современная классификация умственной отсталости
На данный момент используется современная классификация умственной отсталости по степени выражения:
- Легкая
- Умеренная
- Тяжелая
- Глубокая
Легкая степень
Легкая степень умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности). Особенностей физического состояния могут не иметь. Эти дети с умственной отсталостью легкой степени вполне обучаемы, хоть и по адаптированной программе. Они легко овладевают навыками самообслуживания. Умеют нормально общаться со сверстниками и окружающими людьми, способны к пониманию морально-нравственных норм общества. Овладевают несложными рабочими профессиями, могут обучаться в профессиональных училищах среднего специального образования. Порой достигают в узкой специальности явных успехов.
Уровень развития внимания, памяти, речи, мышления ниже, чем у нормально развивающихся детей. Они хуже ориентируются во времени (с трудом запоминают названия месяцев, дней недели, порой и частей суток), пространстве (понятия ближе, дальше, справа, слева). Способности к самостоятельной деятельности и жизни в целом ниже, они более инфантильны, незрелы. Им часто нужна организующая и направляющая помощь. Дети с легкой степенью УО впоследствии во взрослой жизни нередко с большим трудом ориентируются в финансовых и социальных вопросах.
Умеренная степень
Умеренная степень умственной отсталости. Это дети с более выраженной интеллектуальной недостаточностью. Они хуже ориентируются в окружающем мире. Способности к обучению гораздо ниже среднего уровня. Обращенную речь понимают. Реагируют на похвалу или порицание. Социально-бытовыми навыками овладевают с помощью взрослых, хоть и не всеми. Нуждаются в постоянном контроле из-за интеллектуальных нарушений. К самостоятельной деятельности редко способны, даже если способны, то в крайне ограниченном объеме, после многократно повторенных инструкций, наглядно-практических примеров.
Речь их часто аграмматична, неразборчива. Владеют словарным запасом на уровне простых обиходных слов. Часто не чувствуют дистанции со взорслыми. С детьми могут играть и общаться.
Но сложные командные игры для них часто не доступны. К сюжетно-ролевым практически не способны. Внимание неустойчивое. Воображение бедное.
При специально подобранной программе обучения овладевают несложными трудовыми навыками, выполняют поручения по домашней работе. К самостоятельной жизни не приспособлены. С трудом овладевают начальными навыками чтения и прямого счета не более чем в пределах 100. Объем кратковременной памяти не больше 5 единиц. Преобладает механическое запоминание, могут воспроизводить наизусть несложные четверостишия.
Тяжелая степень
Тяжелая степень умственной отсталости. Это дети с сильно выраженным дефектом познавательной деятельности. Внешне отличаются от обычно развивающихся сверстников (выражение лица менее осмысленное). Умственно отсталый ребенок часто имеют в анамнезе соматические заболевания – нарушения зрения, слуха и работы внутренних органов. Нередко нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Походка из-за этого неустойчивая, плохо развита координация движений, особенно, согласованных.
В школе обучаются, но по глубоко специальной программе. Обращенную к ним речь понимают, но чаще ориентируются по интонации и выражению лица. Для усвоения простых навыков необходимо многократное повторение. Плохо ориентируются в пространстве, во времени не ориентируются. Могут повторять элементарные действия, склонны к подражанию. Но внимание крайне неустойчивое. Эмоционально отзывчивые, но скорее, инстинктивно, чем осознанно.
Умеренная форма УО и тяжелая условно может условно считаться как олигофрения в стадии имбецильности.
Глубокая степень
Глубокая степень умственной отсталости. При этой форме УО часты случаи соматических заболеваний, физическое развитие ниже нормы, об умственном приходится говорить весьма условно, хотя и полностью отрицать нельзя. У них нарушена эмоционально-волевая сфера. Они не способны воспринимать речь адекватным образом. И реагируют на раздражители внешней среды слабо.
Это та группа детей, которая до недавнего времени признавалась специалистами необучаемыми. Сейчас все дети имеют право обучаться, многие родители пользуются этим правом. Другой вопрос, чему такие дети смогут научиться. При глубокой степени УО трудно говорить об обучении в традиционной форме, да и не корректно, учитывая тот факт, что это дети с сильно ограниченными возможностями здоровья. Это безречевые дети, не способные к простейшим мыслительным операциям. Нецелесообразно их сравнивать вообще с нормой развития, но условно они достигают примерно такого же уровня, как 2-3-ехлетние дети. Хотя опять же, даже дети с глубокой формой УО имеют индивидуальные нервно-психические различия. Кто-то может быть более сохранным, а кто-то не способен даже на элементарные эмоциональные отклики, типа улыбки.
Этиология умственной отсталости
Причины УО изучаются очень давно, более ста лет. Но точные причины, если рассматривать индивидуально каждый случай, нередко невозможно. Особенно, если рассматривать случаи лёгкой степени УО. Так как момент возникновения патологического воздействия и следующие за ним нарушения развития порой проследить сложно.
Например, сложные роды, когда происходит нарушения кровообращения головного мозга ребенка.
Таких случаев даже в современном мире очень много. Они являются одной из причин возникновения УО. Но всегда ли после таких сложных родов у ребенка диагностируется впоследствии УО? Не всегда.
Традиционно причины УО делят на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К эндогенным причисляют и отягощенную, болезненную наследственность. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Неблагоприятная наследственность
Это когда патологические, нездоровые признаки родителей переходят к детям. Но при этом следует учитывать, что наследственность может быть простой прямой, переходящей сразу от родителей к детям, перепрыгивающией – переходящей через поколение или несколько поколений, или вообще не обнаруживаться – быть скрытой, то есть когда человек является только носителем патологического гена даже не подозревая об этом. Среди наследственных факторов выделяют те, которые нарушают обменные системы организма и те, которые приводят к хромосомным абберациям.
Как нарушаются обменные процессы?
По наследству может передаваться характер регуляции клеточного обмена, а не только сами гены. То есть механизм размножения и развития клетки также передается по наследству. И если у родителей механизм развития клеток отличный от здорового механизма, то он может передаваться и ребенку. Тогда в организме образуются целые обменные системы, работающие, проще говоря, с определенными сбоями.
Нарушения клеточного обменного механизма могут проявляться либо в отсутствии биологического фермента, который регулирует химические реакции клетки, либо он излишне активен, либо он тормозит химические обменные процессы клетки. Происходит общее нарушение обмена веществ организма, проявляющиеся в различных системах организма. Вещества, которые должны были стать продуктами распада, оказывают патологическое воздействие на зародыш и возникают различные нарушения развития. Вследствие этого возникают нарушения обмена белка, углевода, жиров и других элементов.
Все они так или иначе могут влиять на возникновение у ребенка УО. Примером нарушения обмена белка, приводящим к УО может быть фенилкетонурия или фенилпировиноградная олигофрения (обменная система больного не способна к расщеплению белка). К счастью, сейчас эта болезнь поддается излечению. В любом случае, все случаи нарушений обменных процессов должны быть тщательно изучены у ребенка, чтобы избежать пагубного и необратимого воздействия на детский организм.
Хромосомные абберации
Это изменение количественного набора хромосом или нарушение их строения. Не всегда хромосомные абберации приводят к умственной отсталости. Они могут вызывать и другие нарушения развития. Примером хромосомных нарушений, приводящих к УО, может являться синдром Дауна. При этом заболевании чаще всего образуется лишняя 47 хромосома. И умственно отсталые люди с синдромом Дауна могут иметь интеллектуальную недостаточность, а могут быть и с нормально развитым интеллектом.
Хромосомные мутации явление не такое уж редкое. Оно может возникать и под воздействием внешних факторов – радиации, электромагнитных излучений, рентгеновских лучей, инфекционных, вирусных заболеваний (грипп, краснуха, корь, свинка), химических веществ. Также это может быть естественным процессом – возраст родителей, старение половых клеток. При этом вероятность мутации возрастает. Не менее важно семейное предрасположение. Наследственные заболевания по-разному воздействуют на ребенка. Могут вызывать только умственную отсталость, а могут вызывать различные физические и психические заболевания совместно с интеллектуальной недостаточностью.
Экзогенные (внешние) причины УО
Внешние причины УО крайне многообразны, их в современном мире насчитывают более 400, но и эта цифра неуточненная. Естественно, что при нарушении развития ЦНС вероятность возникновения УО очень велика. К внутриутробным вредностям относят алкоголизм, наркоманию матери.
Осложнения во время родов – повреждения черепа, а как следствие и головного мозга, во время прохождения плода по родовым путям, асфиксия ребенка, возникшая в результате тяжелых заболеваний матери, излишне скоротечных родов или наоборот, затяжных, неправильное расположение плода.
В первые годы развития ребенка к УО могут привести нейроинфекции и заболевания головного мозга – энцефалит, менингит и др. Черепно-мозговые травмы могут также серьезно нарушить процесс психического развития ребенка.
Механизм развития УО сильно зависит от времени воздействия патологического фактора. Другими словами, чем раньше наблюдается воздействие патологического фактора, тем выше вероятность не только возникновения нарушений психического и физического развития, но и вероятность высокой степени выраженности нарушений развития возрастает.
Причем то, в чем именно выразится нарушение, будет зависеть от степени созревания головного мозга. Если патологическое воздействие было в первый месяц беременности, то скорее всего, будет наблюдаться системное нарушение работы всего организма. Если нарушения возникли после первого месяца, то скорее всего, будет тотальное нарушение работы систем органов или отдельных органов (сердца, желудка, почек). Если пагубное воздействие на организм матери произошло уже ближе к родам, когда формирование всех систем органов уже завершено, то будут нарушены поздно созревающие структуры головного мозга.
Как показывают современные исследования, причинами умственной отсталости чаще всего служит комплекс биологических и социальных причин или комплекс биологических, а не отдельно взятые одиночные биологические вредности. Лечение умственной отсталости в традиционном смысле этого слова невозможно.
Краткая характеристика детей с умственной отсталостью
При умственной отсталости страдает прежде всего познавательная сфера – внимание, память, речь, мышление. Но также наблюдаются и нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы. Но в основе дефекта при любой степени умственной отсталости, лежит конечно же, нарушение развития мышления. Дети с умственной отсталостью не способны в первую очередь к отвлечению и обобщению. Поэтому мышление умственно отсталых детей тугоподвижное, непластичное, конкретное.
В России теоретические суждения Л.С. Выготского до сих пор используются в практике дефектологии и олигофренопедагогики, основой этих суждений является мысль о том, что, что ранняя педагогическая коррекция способна привести в действие «компенсаторные» механизмы организма.
И особенности детей с умственной отсталостью еще в том, что нарушения работы высшей нервной деятельности накладывают определенный отпечаток на личность ребенка. Они хуже умеют справляться с ситуацией конфликта, часто более агрессивны из-за социальной незрелости, навыки общения также развиваются позже и очень своеобразно. Стойкость интеллектуальной недостаточности и отсутствие прогрессирования нарушений развития интеллекта основные критерии умственной отсталости при врожденном или возникшем в первые три года органическом поражении ЦНС .
Диагностика умственной отсталости
Диагностика умственно отсталых детей должна быть безусловно комплексной и всесторонней, проведенной не один раз. Необходимо тщательно изучить анамнез ребенка (историю индивидуального развития), провести медицинское, психологическое и педагогическое обследование, прояснить характер трудностей развития ребенка, систематизировать полученные данные с целью потенциальных возможностей развития. Причем целью диагностики является не только определение умственной отсталости как таковой, но и максимально точная формулировка диагноза, в котором должны быть отражены следующие критерии:
- Оценка уровня психического развития ребенка, прежде всего, познавательной сферы. Выявление степени умственной отсталости или психического нарушения развития.
- Оценка структурных составляющих дефекта – оценивают уровень развития когнитивной сферы, прежде всего внимания, мышления, речи, памяти. Причем не только дают сравнительную (в отношении нормы) характеристику, но и качественную. Выявляют уровень сохранности и уровень нарушения перечисленных высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
- Наличие или отсутствие психических и физических заболеваний.
- Степень социальной адаптации.
Невозможно определить симптомы умственной отсталости, потому что УО не болезнь, она является скорее признаком целого ряда заболеваний разных по этиологии (причины болезни) и патогенезу (механизм возникновения и развития болезни).
В диагностике должны участвовать врачи, психологи, педагоги. А при необходимости и другие узкие специалисты. И нет такого специалиста, который бы дал один тест на умственную отсталость и сразу выставил четко определенный диагноз.
Обучение умственно отсталых детей
Обучение детей с умственной отсталостью обычно осуществляется в специальных школах. Но сейчас можно обучать таких детей по инклюзивной форме образования, то есть совместно с нормально развивающимися детьми. Для многих педагогов это является серьезной трудностью. Так как механизм такого совместного обучения еще очень неясный. Соответственно и методика обучения всесторонне не разработана. Поэтому пока обучение в коррекционной школе для таких детей является наилучшим вариантом.
При любой форме образования при организации обучения необходимо учитывать особые образовательные потребности таких детей и обеспечить постоянное психолого-педагогическое сопровождение и организацию коррекционной работы.