Какое время требуется на излечение гастрита: запасайтесь терпением и решимостью

Этиология гастрита, этапы и формы протекания болезни настолько разнообразны, что однозначно ответить на вопрос, как долго лечится гастрит, просто невозможно. Единственный случай, когда медикаментозное лечение не будет длительным — острая форма патологии, вызванная воспалительными процессами из-за отравления организма большой дозой спиртного или медпрепаратов. Причем выздоровление потребует полного отказа от раздражителей, приведших к обострению воспаления слизистой желудка. В остальном (согласно современным представлениям, до 80 % случаев хронического течения заболевания вызвано присутствием в ЖКТ бактерий Helicobacter pylori) надеяться на быстрое излечение не стоит.

В зависимости от типа гастрита может изменяться длительность лечения.

Если говорить о средних показателях, то длительность лечения гастрита, включая антибактериальную терапию, составляет примерно 6–8 недель. Для острой формы можно уменьшить этот показатель вдвое, но гастрит в запущенной хронической стадии может потребовать лечения на протяжении 1–2 лет. Разумеется, чтобы выздороветь, пациент должен будет на протяжении всего этого времени соблюдать диету. Да и после ему придется тщательно следить за своим режимом питания, чтобы не спровоцировать рецидив, на лечение которого потребуется еще больше времени и усилий.

Сколько по времени лечится гастрит, самостоятельно определить невозможно. Для этого потребуется провести ряд диагностических процедур, направленных на выявление факторов, вызвавших воспаление слизистой, и только на основании лабораторных и инструментальных исследований гастроэнтеролог назначит конкретное медикаментозное лечение, дополненное специальной диетой, которой нужно будет придерживаться на протяжении всего периода лечения.

Так что если у вас появились болезненные ощущения в области проекции желудка, сопровождающиеся тошнотой, диареей, изжогой, общей слабостью с головокружением — необходимо не мешкая записаться на прием к врачу, чтобы выяснить причину недомогания.

Диагностика гастрита

Многие симптомы, характерные для гастрита, могут трактоваться и как непродолжительное болезненное состояние, которое может пройти через сутки, и как признак других патологий, не имеющих отношения к воспалительным процессам в слизистой желудка. Поэтому важность своевременного диагностирования болезни трудно переоценить, ведь от него во многом будет зависеть и конкретная схема приема препаратов, и режим питания, и, в конечном итоге — сколько лечить гастрит и потребуется ли для этого госпитализация.

К прочтению:  Гастроскопия желудка под наркозом

Для уточнения диагноза при гастрите используют следующие разновидности диагностических процедур:

• врачебный осмотр;
  • исследование биопата слизистой;
  • тесты на выявление Helicobacter pylori (исследование № 514);
  • рентгеноскопия желудка;
  • гастроскопия (основной метод выявления гастрита);
  • общий/биохимический анализ крови;
  • анализ мочи;
  • биопсия тканей желудка;
  • рН-метрия;
  • исследование компонентов желудочного сока.

Препараты для лечения гастрита

Классические схемы терапии гастрита предполагают комбинацию медикаментозного лечения и диеты. Не исключено и лечение народными средствами, но только в качестве дополнения к основному, поскольку эффективность современных медпрепаратов на порядок выше.

Важно! Cамостоятельное лечение гастрита во всех его формах и проявлениях недопустимо, поскольку это может привести к ухудшению состояния, вплоть до необходимости срочного оперативного вмешательства.

Для купирования воспалительных процессов в желудке используется комплексная медикаментозная терапия, включающая несколько основных групп препаратов:

• оказывающие обволакивающее, обезболивающее воздействие, способствующие уменьшению неприятных симптомов гастрита (алмагель, смекта);
  • уменьшающие уровень кислотности (омез, атропин);
  • антибиотики используются для уничтожения Helicobacter pylori (амоксициллин, тетрациклин);
  • медпрепараты, повышающие секрецию ферментов: фестал, панзинорм;
  • восстанавливающие микрофлору кишечника пробиотики: хилак, бифиформ.

В целом курс лечения и продолжительность терапии (сколько дней лечится гастрит) во многом зависит от такого фактора, как уровень кислотности желудка.

При повышенной кислотности обычно применяется схема, включающая антациды (препараты, устраняющие изжогу и другие неприятные проявления патологии), спазмолитики, блокатор желудочной секреции, антагонисты гистаминовых рецепторов и ингибиторы протонной помпы (средства, уменьшающие секрецию соляной кислоты).

При пониженной кислотности назначаются ферментные препараты, компенсирующие снижение активности секреции желудочного сока поджелудочной железой, а также полиферментные таблетки, улучшающие её секреторную функцию.

Неукоснительное следование рекомендациям лечащего врача позволяет добиться более быстрого процесса выздоровления.

Диета

Не менее важным компонентом эффективного лечения гастрита является специальная диета, в состав которой включаются пищевые продукты, не оказывающие раздражительного воздействия на ЖКТ или минимизирующие это воздействие. И от неукоснительного соблюдения диеты во многом зависит, сколько дней лечится гастрит — ведь эффективность таблеток может быть существенно снижена употреблением вредных для вашего желудка продуктов.

Для многих пациентов именно необходимость соблюдения диеты является главным сдерживающим фактором при лечении патологии, и их, прежде всего, интересует вопрос, как долго придется ограничивать себя в еде. Ответ на него неоднозначен и зависит от того, пониженный или повышенный уровень кислотности был у него диагностирован. Однако существуют и общие рекомендации относительно режима приема пищи при гастрите.

Прежде всего — это снижение суточных объемов. При остром гастрите достаточно нескольких дней жесткой диеты, чтобы добиться заметного улучшения состояния пациента. При хронических формах заболевания следует питаться небольшими порциями и как можно чаще, стараясь избегать большого разнообразия в меню. Соблюдение диеты предполагает также отказ от употребления алкоголя, табака, специй, соусов и приправ. Во время приема пищи следует отказаться от привычки пить воду или употреблять иные жидкости, поскольку они ухудшают процесс пищеварения.

Чтобы ваш ослабленный воспалением желудок более качественно справлялся со своими обязанностями, следует как можно тщательнее пережёвывать пищу. Больших физических нагрузок также следует избегать, но умеренные занятия физкультурой (фитнес, кардиотренажеры) будут способствовать более качественному пищеварительному процессу.

Диета при повышенной секреции соляной кислоты

Для ускорения выздоровления при повышенной кислотности назначается диета, которая должна способствовать снижению уровня выработки желудочного секрета. Поскольку наиболее характерными симптомами повышенной кислотности являются боли и тяжесть в области желудка, сопровождающиеся отрыжками, изжогой, многие больные интересуются вопросом, как долго болит желудок при гастрите. При хроническом течении болезни обычно боль наблюдается непосредственно после еды. Гастрит в острой форме может сопровождаться более длительными болезненными ощущениями, которые купируются приемом соответствующих медпрепаратов.

Диета при повышенной кислотности заключается в соблюдении следующих правил:

• запрещается переедание, кушать в день нужно часто и понемногу, стараясь придерживаться четкого режима приемов пищи на протяжении всего срока лечения;
  • соль — продукт, провоцирующий увеличение выработки секрета, поэтому следует свести её употребление к минимуму;
  • жареные, острые, копченые блюда также способствуют активизации выработки желудочного сока;
  • употреблять воду во время еды запрещается, питье допустимо спустя 20–30 минут или дольше после приема пищи;
  • получасовый отдых после еды поможет желудку справиться с перевариванием пищи.

Неукоснительное соблюдение диеты вместе с медикаментозной терапией обычно устраняет последствия гастрита с повышенной кислотностью за несколько месяцев, и это хорошая новость для тех, кто не знает, как долго и трудно лечится гастрит в запущенной форме.

Список рекомендованных продуктов:

• нежирные сорта мяса, приготовленные на пару или отварные (мясо птицы, телятина, свинина);
  • морская рыба (желательно нежирная — минтай, хек, треска);
  • вареные/перетёртые овощи (картошка, морковь, свекла, сорта цветной капусты), при этом следует ограничить употребление чеснока, огурцов, белокочанной капусты;
  • допустимо употребление манной/овсяной круп, риса и гречки;
  • хлеб рекомендуется употреблять в несвежем виде;
  • молочные продукты также способствуют нейтрализации кислотности, но это не относится к кисломолочным продуктам;
  • яйца, приготовленные всмятку;
  • перетёртые фрукты.

Диета при диагностировании пониженной кислотности

Данная форма гастрита обычно лечится с использованием препаратов, искусственно увеличивающих секрецию поджелудочной железы, но медикаментозная терапия может быть существенно улучшена посредством назначения соответствующей диеты.

В целом список рекомендованных продуктов практически идентичен вышеприведенному, за небольшим исключением: при пониженной выработке желудочного сока молокопродукты употреблять не рекомендуется, а вот кисломолочная продукция, наоборот, весьма желательна. Как и овощи, способствующие увеличению кислотности (перетёртые огурцы, морковный сок, тушеная белокочанная капуста).

Общие рекомендации по режиму питания при данной форме гастрита:

• стараться избегать употребления горячих, солёных, острых блюд;
  • применять дробный режим питания;
  • употреблять много жидкости;
  • отказаться от табакокурения и алкогольсодержащих напитков.

Несоблюдение диеты не только затянет процесс выздоровления, но и может стать причиной ухудшения состояния и возникновения язвы желудка, а при самом неблагоприятном исходе — рака органа пищеварения.

Сколько по времени лечить гастрит, зависит и от других факторов: общего состояния здоровья пациента, наличия сопутствующих хронических патологий, индивидуальных особенностей его организма. В целом прогноз можно назвать благоприятным при условии строгого соблюдения рекомендаций врача и, безусловно, при наличии желания избавиться от этого недуга.