Лечение онихофагии у детей и взрослых

Онихофагия – это вредная привычка, которая заключается в обгрызании ногтей и прилегающей к ним кожи. Нельзя сказать наверняка, что является следствием данного заболевания, однако, в большинстве своем, это проявление невротического расстройства. Онихофагия у детей не зря начинается в возрасте 3-10 лет, именно на этот период приходится активное общение со сверстниками, познание окружающего мира и самовыражение в виде многочисленных секций и факультативов. Неокрепшая детская нервная система не в состоянии справиться со всеми трудностями в одиночку, ребенок должен чувствовать себя любимым, быть под «надежной защитой». Частые скандалы в семье, пускание проблем на самотек формируют из малыша новую модель общества, отличную от остальных. Поэтому не стоит удивляться, когда такой ребенок чувствует себя неловко в дружелюбном, светлом обществе. Парадоксально, но нахождение в абсолютно противоположной стихии также вводит малыша в состояние хронического стресса. Бесконечный контраст эмоций и переживаний, непонимание происходящего вокруг из-за минимального количества времени, уделяемого родителями, формирует у ребенка состояние собственной неполноценности и повышенной нервозности. Со временем это переходит во вредные привычки, в частности, в обгрызание ногтей.

Ногти

Онихофагия у взрослых также может возникать спонтанно на фоне внутреннего конфликта, а может быть следствием нелеченого ранее невротического расстройства личности.

Причины

Онихофагия – это всегда мультиформное расстройство, не достаточно лишь одного стресса для возникновения данной патологии. Далеко не все подвержены вредным привычкам, хотя, в течение жизни, многие сталкиваются с жизненными трудностями.

Различают следующие причины возникновения онихофагии:

• Генетика. Разумеется, не сама предрасположенность к наличию вредной привычки, а определённый склад характера, усугубляющий ее течение (нервозность, повышенная возбудимость, тревожность, эмоциональная лабильность и т.д.);
  • Хронический стресс;
  • Строгое воспитание, запрет родителями собственного мнения и наказания за любой проступок;
  • Невротические расстройства (невроз навязчивых состояний, в частности). Незаметно онихофагия может перейти в навязчивое желание обгрызания ногтей, что чревато грубым нарушением целостности кожного покрова и повреждению ногтевой пластины;
  • Низкая самооценка;
  • Усвоенная «модель поведения». Ребенок считает своих родителей примером для подражания, именно поэтому так важно не показывать при нем свои негативные стороны характера.
К прочтению:  Как избавиться от трихотилломании и вылечиться в домашних условиях

Признаки

Симптомы онихофагии сразу бросаются в глаза:

• Неровные ногти;
  • Плохое состояние ногтевой пластины;
  • Уплощение ногтей;
  • Нередко – воспаление кутикулы.

Стоит отметить тот факт, что сама онихофагия, как таковая, вреда не приносит. Удручают ее последствия, ведь неэстетический вид ногтей кажется не таким ужасным по сравнению с возможным инфицированием пальцев. Постоянная травматизация кожи и ногтей облегчает проникновение микроорганизмов внутрь с дальнейшим развитием воспаления. Поэтому с онихофагией можно и нужно бороться.

Также пациенты с онихофагией могут предъявлять жалобу на:

• Повышенную раздражительность;
  • Страх;
  • Тоску;
  • Соматические симптомы: ком в горле, сердцебиение, потливость и т.д.

Желание избавиться от вредной привычки, но неумение держать себя в руках при любых некомфортных ситуациях, указывает на нарастающее нервное расстройство, которое должно быть скорректировано у специалиста.

Девушка и ногти

Диагностические процедуры при онихофагии, прежде всего, направлены на оценку психоэмоционального благополучия человека. Будь-то ребенок или взрослый – показана консультация у грамотного психолога или психотерапевта. Как правило, уже после первой беседы понятно, что тревожит пациента и усугубляет течение заболевания. Проводится ряд тестов, в том числе и на приверженность к неврозам. Хорошие результаты дает тест Айзенка, с помощью него можно увидеть уровень нейротизма и определить темперамент. Тест Люшера с карточками и диагностика Сонди с помощью фотографий людей позволяет оценить психологическое состояние на момент проводимой психотерапии, увидеть динамику или ее отсутствие.

Чтобы оценить состояние ногтей и кожи необходимо записаться на прием к дерматологу, который сможет подтвердить или опровергнуть наличие воспаления.

Лечение

Лечение онихофагии проводится с упором на психотерапию. Психотерапевт должен выявить причину и найти способы ее ликвидации. Лечить можно и лекарственными препаратами, однако стоит назначать их с осторожностью детям и подросткам до 18 лет. Если имеется необходимость в стабилизации невротического состояния, то применяются легкие седативные средства растительного происхождения (валериана, пустырник и т.д.). При выраженном неврозе с постоянным обгрызанием ногтей возможно назначение дневных транквилизаторов или антидепрессантов, в зависимости от преобладания той или иной симптоматики. Лечение гомеопатией имеет больше эффект «плацебо».  Для восстановления состояния ногтей и кожи необходимо перестать их травмировать, всякая привычка формируется за 21 день, поэтому при соблюдении дисциплины в течение нескольких недель можно полностью избавиться от онихофагии. Первым делом, что нужно сделать – это маникюр (подрезать кутикулу, отрезать ногти, сделать одинаковую длину). Это объясняется особым педантизмом и перфекционизмом, иногда обдирание и обгрызание ногтей происходит на подсознательном уровне, когда, видя неровности, человек хочет их исправить, тем самым еще больше усугубляя свое положение. Для сглаживания «бархатистых» участков необходимо применение увлажняющих и восстанавливающих кремов. Результат будет заметен уже через несколько дней. Для улучшения состояния ногтей и улучшения регенерации можно пропить курс витаминов.

Профилактика

Онихофагия трудно поддается лечению, потому что постоянно наслаивающиеся друг на друга стрессовые ситуации вызывают все большее желание обгрызть свои ногти. Гораздо легче предотвратить заболевание, занимаясь со своим ребенком каждый день и уделяя ему должное  внимание.  При любых, даже незначительных на первый взгляд, неприятных ситуациях стоит прислушаться к своему ребенку, дать ему высказаться по этому поводу и понять, что его смутило. Это не только позволит избавиться от переживаний, но и способствует укреплению Вашей семейной связи.