Диета при гастрите и правила составления меню

что можно есть при гастрите

Гастритом называют воспалительный процесс в слизистой желудка. Болезнь характеризуется такими симптомами: сильной болью, локализующейся в верхней части живота, и вздутием. Болевые ощущения могут быть острыми или несильными, ноющими. А также начало гастрита могут сопровождать отрыжка, тошнота или приступы рвоты. При остром гастрите желудка у человека пропадает аппетит, в желудке чувствуется тяжесть и боль.

Основные причины заболевания:

• не соблюдалось правильное питание;
  • стресс;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • склонность к аллергическим реакциям;
  • злоупотребление алкоголем и курение;
  • заражение бактерией, которая называется «хеликобактер пилори»;
  • злоупотребление жареной едой.

Неправильным питанием люди могут замедлить выздоровление. Для лечения гастрита желудка нужно тщательно следить за тем, что едим. Правила питания и набор разрешенных продуктов зависят от формы этого заболевания. Мы поможем вам разобраться, что можно, а чего нельзя есть при гастрите, а также что можно пить при гастрите.

Какая диета при гастрите желудка применяется при острой и хронической форме заболевания?

Острый гастрит вызывает у человека не только боль в желудке, но и тошноту, поэтому больному трудно употреблять пищу. При воспалении острого гастрита необходимо обильное питье и жидкие каши, кисели. Помогут также нежирные молочные продукты: натуральный йогурт, кефир. Разрешается есть картофельное пюре. Через несколько дней, после того как аппетит восстановится, рацион можно расширить. Правильно составить меню для человека, страдающего гастритом, помогут специальные лечебные диеты. Существуют две главные диеты при гастрите.

При острой форме заболевания врачи рекомендуют придерживаться диеты № 1. Лечит хронический гастрит диета №5. Эти диеты учитывают, чего нельзя есть при гастрите, а что можно.

Стол № 1- главная диета при остром гастрите

Эта строжайшая диета приписывается врачами при острых приступах болезни. Такая еда помогает быстро снять воспаление и восстановить желудок. И хоть список разрешенных продуктов небольшой, он позволяет сделать меню довольно разнообразным, а блюда вкусными. Основой такой диеты являются разнообразные супы, приготовленные из разрешенных овощей. В первые блюда при гастрите можно добавлять макароны, крупы. Полезно дополнять такие супы сливками, нежирным молочком и яйцами.

Все блюда нужно есть в виде пюре. Температура диетической пищи не должна раздражать желудок. Еда должна быть теплой.

У диеты № 1 есть два варианта: 1А и 1Б.

Особенности стола 1А

1. Питаться нужно дробно, шесть раз в день.
  2. Вся еда употребляется в жидком виде или в виде пюре.

Диета 1А помогает не только при обострении гастрита, но и при язве желудка. Такой диеты нужно придерживаться после операций на желудке, пока не почувствуете, что боль становится слабее.

Особенности стола 1Б

Диету 1 Б применяют после стола 1А, когда острое воспаление будет снято. Диета 1Б отличается большей калорийностью и имеет другое соотношение жиров, белков и углеводов. Под запретом остаются некоторые овощи, хлеб и кислые фрукты. Вся еда также перетирается до состояния пюре. В день, должно быть пять или шесть приемов пищи. Ешьте небольшими порциями, стараясь не переедать.

Разрешенные продукты

диета при гастрите

Часто больные интересуются, можно ли есть хлеб при гастрите. На самом деле нет предписаний, запрещающих употребление хлеба. Можно при гастрите есть белый хлеб. Хорошо если он будет вчерашним. И также можно готовить сухарики из белого хлеба.

Запрещенные продукты

Нельзя употреблять блюда, раздражающие слизистую желудка. Полностью исключаются:

• острые приправы;
  • маринованные овощи;
  • соленые сыры;
  • кетчуп.

Черный хлеб повышает кислотность, поэтому от него придется отказаться. Сдоба при гастрите тоже не принесет пользы. При гастрите, что можно из мучного? Разрешены: белый подсушенный хлеб и галетное печенье.

Нельзя есть жирные продукты. Исключите, составляя рацион, такие овощи: огурцы, капусту, чеснок, лук. Нельзя употреблять блюда со шпинатом и щавелем.

Исключите из меню такие крупы:

• пшено;
  • кукурузную крупу;
  • перловку;
  • горох;
  • ячневую.

После употребленных продуктов, в желудке не должно быть тяжести и боли. Если какой-то продукт вызывает эти симптомы, лучше исключите его из рациона.

Меню на день

Меню на каждый день должно содержать все полезные для организма вещества. Еда должна быть правильно сбалансирована по жирам, белкам и углеводам.

можно ли есть ли при гастрите

Примерное меню на неделю должно составляться по таким же правилам. Соблюдайте шести разовое питание и используйте разрешенные продукты.

Диета №5 при хронической форме заболевания

Эта диета назначается людям, у которых хроническая форма болезни. Придерживаться такой диеты нужно длительное время, чтобы болезнь не обострялась. Сбалансированное питание, исключающее продукты, способные вызвать обострение гастрита, рекомендуется и здоровым людям. Они могут питаться, придерживаясь этой диеты для профилактики гастрита.

Диета №5 – это тщательно сбалансированное питание, включающее продукты, щадяще действующие на ЖКТ. Эта диета поможет справиться не только с хроническим гастритом, но и с такими заболеваниями, как холецистит, хронический панкреатит, желчнокаменная болезнь, хронический колит. Такое питание поможет при хронических запорах.

Блюда, разрешенные при диете№ 5, не приводят к механическому и химическому раздражению желудка и кишечника. При соблюдении такого питания восстанавливается работа печени, регулируется жировой обмен, налаживается деятельность желчевыводящей системы.

В диету № 5 входят продукты, способные удовлетворить все потребности организма в питательных веществах. Питаясь по этой диете, человек получит нужное количество энергии, будет чувствовать себя бодрым и активным.

Основные принципы питания

Суточный рацион составляется с учетом энергетических потребностей человека. Суточная норма килокалорий в день не должна превышать 2500 ккал. Жиров в рационе можно употреблять 70 г в день. Только треть из них должна быть растительного происхождения. Белков в блюдах должно быть около 90 г, одна половина из них должна быть растительного происхождения, другая животного. Углеводов можно употреблять 300-350 г. Простых углеводов, должно быть в меню не больше 40 г.

Придерживайтесь таких правил:

1. В сутки должно быть не мене 5 приемов пищи.
  2. Режим питания должен строго соблюдаться. Принимать пишу нужно в одно и то же время.
  3. Блюда должны быть только теплыми. Нельзя употреблять горячую пищу и холодную.
  4. Нужно соблюдать нормальный питьевой режим. Пейте 1, 5-2 литра водички в сутки.
  5. Не допускайте переедания, не перекусывайте в спешке, тщательно пережевывайте пищу.

Приготовление продуктов

Отдавайте предпочтение блюдам на пару и отварным. Овощи перед употреблением нужно протереть через сито или размять в блендере. Мясо тоже нужно измельчать до состояния пюре. При приготовлении первых блюд нельзя использовать наваристые бульоны. От кислых щей, окрошки и зеленого борща тоже придется отказаться. Можно ли есть супы с мясом? Можно, но для их приготовления не используйте мясные бульоны. Отварное мясо добавляйте в готовые первые блюда.

Запрещенные продукты

При гастрите в список продуктов нельзя включать острые приправы и соусы. А также нужно ограничить животные жиры, включая сало. Нельзя кушать колбасы и копчения. Нужно ограничить ливер, жирную рыбу и свинину. Откажитесь от консервов. Грибы тоже не принесут пользы при гастрите. Будьте осторожны с хлебобулочными изделиями. При гастрите нельзя кушать свежий хлеб и сдобу. Не злоупотребляйте кондитерскими изделиями, шоколадом и какао. Фасоль и горох при приготовлении гарниров лучше не использовать. Больные гастритом не едят семечки и орехи. Любителям суши придется отказаться от любимого блюда из-за острых специй, которые будут раздражать желудок. Никому не принесут пользы чипсы. Не употребляйте сладких газированных напитков. Употребляя запрещенные продукты при гастрите, вы замедляете свое выздоровление. Полезные продукты наоборот способствуют быстрому выздоровлению.

Таблица продуктов, разрешенных при гастрите

таблица что можно есть при гастрите что нельзя есть

Диета№5. Примерное меню на один день при хроническом гастрите

что можно есть при гастрите желудка список

Меню при гастрите на неделю должно составляться из разрешенных диетой продуктов. Нужно есть все свежим и теплым, поэтому готовьте маленькими порциями.

Лучшие диетические рецепты блюд при гастрите

Питание при гастрите желудка должно быть разнообразным, несмотря на небольшое количество разрешенных продуктов. Чтобы придерживаться диеты было несложно, подберите себе перечень блюд на неделю с рецептами. Тогда вам не придется перед очередным приемом пищи раздумывать: «правильную ли еду я сейчас съем?».

Приготовление слизистого овсяного супчика с молоком

вкусные диетические блюда при гастрите рецепты

Ингредиенты:

• Овсяные хлопья 8 ст. ложек;
  • 2 стакана молока;
  • 1 ч. л сахара;
  • 1 яйцо;
  • 2 стакана воды;
  • 1 ст. ложка рафинированного подсолнечного масла.

Приготовление:

• Тщательно разварите овсяные хлопья в воде, пусть варятся час. Яйцо взбейте с сахаром и добавьте холодное молоко.
  • Процедите овсяный отвар. В него добавьте молоко с яйцом. После закипания влейте растительное масло, посолите.

Мясное суфле

диета при гастрите что можно

Ингредиенты:

• 120 гр отварного нежирного мяса
  • Яйцо куриное 1 шт
  • 4 ст ложечки молока
  • 0, 5 ч. ложечки муки
  • 2 ч. ложечки растительного масла
  • 1 ч. л масла сливочного

Приготовление:

• Приготовьте сливочный соус. Для этого муку просушите на сковороде и влейте молоко. Размешивайте, пока смесь не станет густой. Бывает, на это нужно 2-3 минуты.
  • Для пудинга мясо несколько раз перекрутите на мясорубку. Мясо стало однородной массой? Добавьте к нему желток и половину сливочного соуса. Взбейте белок до густой пены. Аккуратно введите белок в мясную смесь. Выложите фарш в формочки и поставьте готовиться на паровой бане.
  • Готовое мясное суфле полейте оставшимся соусом.

Вывод

Диетическое питание поможет и здоровым людям поддерживать хорошую физическую форму и оптимальный вес. Вкусные диетические блюда при гастрите помогут быстро восстановить здоровье. Убедиться в полезности правильного питания, вы можете лично, с помощью правильных диет ускорив свое выздоровление.

К прочтению:  Особенности появления крови при гастрите