Возможные причины и эффективные методы лечения герпетического стоматита

Самым распространённым инфекционным заболеванием полости рта является стоматит герпетического типа. Об особенностях развития болезни, диагностировании и методах лечения пойдёт речь в статье.

Герпетический стоматит

Что такое герпетический (герпесный) стоматит

Герпесный стоматит

Герпетический (герпесный) стоматит – это инфекционное заболевание, при развитии которого во рту больного образуются язвы и воспаления. Зона поражения – участки мягкой ткани рта. Основным провокатором является вирус герпеса, который передаётся от инфицированных людей и вещей общего пользования.

Воспаление на тканях рта – это защитное действие организма на вирусные клетки, предупреждающее дальнейшее распространение пузырьков по эпителиальной поверхности. Заболевание прогрессирует быстро, уже в первый день наблюдается физическая слабость и раздражительность. Кожный покров становится бледным, зачастую повышается температура.

Что такое острый герпетический стоматит и чем он опасен:

Симптомы герпесного стоматита

На начальном этапе развития герпетического стоматита ощущаются симптомы в виде покалывания и зуда слизистой. Через 1-2 дня становится визуально заметной сыпь в виде маленьких точек с групповой локацией и покраснений вокруг них. Буквально с каждым часом везикулы увеличиваются, сливаясь между собой в островки.

Каждый пузырёк наполняется жидкостью желтоватого тона. Спустя 3-4 дня на месте пузырьков образуется жёлтая корочка, которая постепенно высыхает и отходит от эпителиальной ткани. Слизистая полностью очищается спустя 7-10 дней.

Справка! При вторичном проявлении заболевания процесс выздоровления наступает не так быстро. А многократное поражение одних и тех же участков слизистой способствует атрофированию мягких тканей, в результате чего образуются рубцы.

Характерная сыпь при герпетическом стоматите появляется на щеках (с внутренней стороны), языке, вокруг рта. Язвочки болезненные, что создаёт больному большой дискомфорт при приёме пищи. Зачастую инфицированные люди отказываются от употребления еды и напитков, что приводит к обезвоживанию организма.

Дополнительные признаки, указывающие на болезнь:

• повышение температуры тела;
  • физическая слабость;
  • раздражительность;
  • тошнота, рвота;
  • отёчность слизистой с покраснениями.

Стоматит на губе

Основными причинами развития патологии являются:

1. несбалансированное питание;
  2. травмирование слизистой ротовой полости;
  3. стрессы;
  4. скачки гормонов;
  5. заболевания пародонта;
  6. несоблюдение гигиенических процедур или некачественное их выполнение;
  7. пересушивание слизистой, получение ожога.

Герпетический стоматит развивается на фоне снижения защитных функций организма.

Это может быть вызвано следующими заболеваниями:

• синусит;
  • колит;
  • тонзиллит;
  • паразитарные инвазии;
  • гастрит и др.

Поэтому важно в процессе лечения перечисленных болезней принимать комплексные витаминные составы и иммуностимуляторы, предписанные врачом.

Вирус герпеса передаётся через предметы обихода: посуду, гигиенические средства, полотенце и др. Соблюдение гигиены и санитарных норм поможет предупредить инфицирование в местах общего пользования.

Формы

В медицине герпетический стоматит классифицируют по нескольким признакам (тяжесть и особенность протекания), определяющим форму заболевания.

Название формы стоматита Описание характерных признаков стоматита
Хроническая стадия При такой форме вирус даже после лечения остаётся в организме навсегда (в жидких средах). В хроническую стадию герпетический стоматит переходит в результате отсутствия лечения или при не долечивании.

Благоприятной средой является сниженный иммунитет. Основные провокаторы: вирусные инфекции, стрессы, травмы, простуда. Рецидивы появляются довольно часто, до шести раз за год.

Болезнь проявляется в виде отечности слизистой, появлении пузырьков, которые преобразуются в язвы с желтоватой жидкостью внутри. Признаки герпетического стоматита исчезают благодаря медикаментозной терапии спустя 9-11 суток.

Острая лёгкая стадия Характерные признаки стадии: небольшое повышение температуры тела, увеличение лимфоузлов, отёчность на слизистой рта, красноватые пятна, воспаление десенных тканей.

При такой форме язвочки образуются в небольшом количестве.

Острая средняя стадия Характерные признаки стадии: повышение температурного показателя выше отметки 38,5°, воспаление слизистой рта, болевой синдром (головной и мышечный), тошнота на фоне общей физической слабости.

Пузырьки сыпи образуются с внутренней стороны щёк, десен, языка и вокруг рта.

Острая тяжёлая стадия Характерные признаки стадии: критически высокая температура тела, резкое ухудшение самочувствия, лимфаденит подчелюстных и шейных лимфатических узлов, болевой синдром (головной и мышечный), тошнота, рвота.

На мягких тканях рта наблюдается множественное высыпание, которое быстро мигрирует по кожному покрову лица к слизистой носа и глаз.

Лечение зубов в стоматологии

При выявлении признаков герпетического стоматита следует немедленно записаться на приём к стоматологу. После ознакомления с картой больного врач производит осмотр ротовой полости с целью определения характерных признаков болезни.

Лабораторные исследования для диагностирования не проводятся, достаточно визуального изучения параметров язв, их локации, других изменений слизистой рта.

При возникновении каких-либо сомнений относительно диагноза проводятся дополнительные исследования:

• ПЦР (анализ на кандидоз, герпес);
  • бакпосев соскоба;
  • мазок.

Иногда для диагностирования стоматита делают расширенный анализ крови.

Как лечить у взрослых

Продолжительность лечения стоматита зависит только от состояния иммунной системы. Для угнетения вируса в традиционной медицине применяется два вида терапии: общего и локального характера.

Общая терапия

Для лечения стоматита герпетического типа у взрослых используются различные медикаменты.

Среди популярных препаратов:

Нередко пациенту назначают Дезоксирибонуклеазу (внутримышечные уколы). В случае выявления у пациента аллергии в лист назначений включают антигистаминные средства. При развитии осложнений рекомендуют Метронидазол.

Для поддержания организма и укрепления защитных функций врач подбирает подходящий иммуностимулятор и витаминный комплекс. Также даёт советы по корректировке рациона, в меню включается пища, богатая витаминами и минералами.

Лучшие лекарства от стоматита:

Местная терапия

Мажет губы мазью

Локальная терапия эффективно устраняет сыпь, красноту и отёки мягких тканей при герпетическом стоматите, протекающем в разных формах.

В этих целях используются следующие мази:

• Хелепиновая;
  • Линимент госсипола;
  • Теброфеновая.

Поражённый участок обрабатывается также аппликациями, которые следует повторять по 5-6 раз в день. Для этого ватный диск или марлю смачивают в лейкоцитарном интерфероне и прикладывают на пузырьки (точечно).

Также рекомендуется проводить полоскания ротовой полости растворами антисептиков: Фурацилина, Перекиси водорода.

Важно! Наносить лекарственное средство при местной терапии следует строго на область поражения, не затрагивая здоровые участки слизистой оболочки и кожного покрова.

Если приём пищи или питья при стоматите доставляет сильную боль, перед трапезой можно принять анестетик (лидокаин или специальный аэрозоль).

Народные методы

Мальчик полощет рот

Предписанное врачом медикаментозное лечение стоматита герпетического типа можно дополнить народными средствами.

При этом важно учесть, что самодельными лекарствами на основе натуральных компонентов нельзя заменять традиционный подход. Они эффективны в целях профилактики и в качестве усилителя для действующих веществ назначенных препаратов.

Популярные народные способы, которые помогут лечить стоматит герпетического типа:

• ополаскивания настоями и отварами лекарственных растений (спорыш, облепиха, календула), процедуры повторяются каждые 2 часа на протяжении 5-7 дней;
  • обработка зон поражения на слизистой оболочке тампоном, смоченным в перекиси водорода, делать примочки 3-4 раза в день на протяжении 5 дней;
  • полоскание рта содовым раствором (1 ч. л. на 200 мл тёплой воды), проводить процедуры 5 раз в день на протяжении 1 недели;
  • обработка пузырьков ватным диском, смоченным в соке лимона, делать примочки 5-6 раз в день на протяжении 1 недели.

Как лечить острый герпесный стоматит у детей:

Герпетический стоматит у детей

Герпесный стоматит у ребенка

Терапия стоматита герпетического типа у детей разрабатывается с учётом степени тяжести заболевания. На начальной стадии или при протекании болезни в лёгкой форме специалисты назначают лечебные процедуры, которые вполне реально выполнить в домашней обстановке.

В более серьёзных случаях детей рекомендуется определять на стационар, где лечебный процесс происходит под пристальным наблюдением квалифицированных специалистов.

Домашнее лечение включает многократную обработку полости рта следующими препаратами:

При выборе витаминов отдавать предпочтение стоит комплексам с большим содержанием микроэлементов групп А и С.

При повышении температуры тела следует дать ребёнку жаропонижающее средство на основе парацетамола и вызвать врача. Самостоятельно принимать иммуностимуляторы и противовирусные препараты строго запрещается.

Справка! Стоматитом герпетического типа дети до 3-х летнего возраста, как правило, болеют очень редко, что объясняется наличием в организме антител, переданных с материнским молоком в период лактации.

Педиатр о герпесном стоматите у детей:

Зубная боль

Вылечить первичное инфицирование герпетическим стоматитом достаточно просто, если начать пользоваться лекарственными средствами на начальном этапе развития заболевания.

Уже спустя 7-10 дней от проблемы не останется и следа. Без медикаментозной терапии повышаются шансы на возникновение осложнений.

Из-за неприятных ощущений и дискомфорта пациент отказывается от пищи и питья, в результате чего наступает обезвоживание организма. Другим не менее опасным осложнением является герпетический кератоконъюнктивит. Болезнь поражает глаза, в запущенной форме приводит к слепоте.

Профилактические меры

Девушка чистит зубы

Существенно снизить риск инфицирования герпетическим стоматитом может крепкая иммунная система. Поэтому первой задачей профилактических мероприятий является повышение защитной функции организма путём приёма витаминного комплекса, регулярного выполнения физических упражнений, введения в меню свежие овощи, фрукты, зелень.

В качестве профилактики заболевания рекомендуется предпринимать следующие действия:

1. упорядочить режим дня, чтобы для сна оставалось достаточное количество времени (не менее 7-8 часов);
  2. регулярно производить гигиенические процедуры полости рта (дважды в день);
  3. 1 раз в полгода проходить профилактический осмотр у стоматолога;
  4. Вести активный образ жизни с закаливаниями и отдыхом на свежем воздухе.

Отзывы

Под статьёй размещены отзывы пользователей о предпринятых методах лечения герпетического стоматита (традиционных и народных). Из информации можно почерпнуть много полезных советов и оценить эффективность того или иного способа устранения проблемы.

К прочтению:  Почему болит зуб после чистки каналов и что с этим делать?