Постоянные зубы сроки и длительность прорезывания

В первые годы жизни у всех младенцев прорезываются молочные зубки, которые впоследствии заменяются постоянными. Процесс физиологический, происходит самопроизвольно преимущественно без вмешательства со стороны. О том, как происходит смена зубов и на что нужно обратить внимание, пойдёт речь в статье.

Коренные зубы у ребенка

Последовательность прорезывания постоянных зубов

Молочные зубки имеют слабую корневую систему, которая к 7 годам начинает рассасываться. Поэтому помимо смены резцов и моляров происходит формирование нового прикуса. Последовательность физиологического процесса:

• с 6-7 лет появляются первые моляры;
  • далее к 7-8 годам сменяются резцы, расположенные по центру;
  • к 8-9 годам боковые молочные резцы обновляются постоянными единицами;
  • в 10-12 лет эстафета переходит на первые премоляры;
  • постоянные клики заменяют молочных предшественников ближе к 9-11 годам;
  • с 10-12 лет прорезываются вторые премоляры;
  • к 13-ти годам формируются вторые моляры;
  • третьи моляры показываются в период с 16 до 25 лет, у некоторых людей они так и не прорезаются.

Названия зубов

Названия зубов для легкости ориентира в таблицах.

Порядок и сроки прорезывания зубов

В таблице приведены примерные сроки прорезывания постоянных зубов. Допускаются небольшие расхождения для каждой возрастной группы, что обусловлено индивидуальными особенностями организма и влиянием внешних факторов.

Сроки прорезывания постоянных единиц
Название зуба Возраст ребёнка
На верхней челюсти
Резец по центру 7-8 л
Боковой резец 8-9 л
Клык 11-12 л
Первый премоляр 10-11 л
Второй премоляр 10-12 л
Первый моляр 6-7 л
Второй моляр 12-13 л
Третий моляр 17-25 л
На нижней челюсти
Резец по центру 6-7 л
Боковой резец 7-8 л
Клык 9-10 л
Первый премоляр 10-12 л
Второй премоляр 11-12 л
Первый моляр 6-7 л
Второй моляр 11-13 л
Третий моляр 17-25 л
К прочтению:  Причины и лечение красных пятен на небе у ребенка

Сколько растут постоянные зубы

Точных сроков роста постоянных зубов нет, в каждом случае играют роль индивидуальные особенности организма и наследственный фактор.

Сроки окончательного формирования корневой системы коренных зубов:

• резцы, расположенные по центру – лезут к 10 годам;
  • резцы боковые – к 10 годам;
  • клыки – к 13 годам;
  • первые премоляры – вылезают к 12 годам;
  • вторые премоляры – 1 12 годам;
  • первые моляры – к 10 годам;
  • вторые моляры – режутся к 15 годам.

Интенсивность роста зубов различна для каждой группы. Быстрое прорезывание наблюдается у вторых премоляров, за полгода они поднимаются на 8 мм. Резцы, расположенные по центру, поднимаются за год на 12 мм, а клыки за два года вырастают до 13 мм.

Схема прорезания коренных зубов

Если отмечается незначительный прирост на протяжении длительного времени, стоит показаться врачу. Возможно, у ребёнка имеются нарушения, связанные с заменой молочных единиц.

В каких случаях могут появиться раньше/позже и почему

Первый зуб

Если к году вырос хотя бы один зуб нет причин для беспокойства.

Согласно статистическим данным, у современных малышей срок прорезывания первых зубиков немного отличается от общепринятых нормативных показателей. Белые поверхности резцов наблюдаются с 8,5 месячного возраста.

Соответственно процесс замены молочных постоянными единицами также сдвигается. Детские стоматологи не видят никаких проблем, если к году жизни у ребёнка имеется хотя бы один зуб, а к трём годам сформировалась вся молочная группа.

При полном отсутствии единиц производится тщательный осмотр малыша на предмет выявления провоцирующих факторов.

Несовпадение сроков прорезывания зубов может быть связано с генетическим фактором или другими причинами. Среди основных провокаторов задержки процесса:

• перенесённые ранее инфекционные заболевания;
  • нарушение работы ЖКТ, происходившее на протяжении длительного времени;
  • проблемы с обменными функциями организма;
  • нехватка витамина Д (при диагностировании рахита);
  • гипофизарная недостаточность.

Настораживает не только позднее прорезывание зубов, но и их ранее появление. Чаще всего это происходит в результате расстройства эндокринной системы (к примеру, синдром Олбрайта, гипертиреоз, гипергонадизм).

Спровоцировать прорезывание одного или целой группы резцов до шестимесячного возраста может растущая опухоль (к примеру, эозинофильная гранулема).

Возможные проблемы при отклонениях от нормы

Полная адентия

Полная адентия случай, когда зубы отсутствуют полностью.

Невзирая на то, что коренные зубки только появились или вот-вот прорежутся во рту любимого чада, родителям стоит проявлять бдительность, ведь существует много стоматологических проблем. Основной вопрос заключается в задержке роста постоянных зубов (молочный зуб выпал, а новый не появился).

Причина может крыться в генетической предрасположенности или адентии, возникшей из-за нарушения закладки зачатков в период внутриутробного развития. Если повлиять на ситуацию нет возможностей, ребёнку показано протезирование.

При прорезывании постоянных зубов может возникнуть ещё одна проблема – болезненные ощущения. Это связано чаще с тонкой, до конца не сформированной эмалью, которая не имеет достаточного показателя минерализации. Именно на данном этапе зуб подвержен различным заболеваниям, в частности поражению кариесом.

При глубоком разрушении зубных тканей развиваются ещё более серьёзные заболевания: пульпит, периодонтит. Поэтому игнорировать зубную боль у ребёнка нельзя, нужно как можно раньше записаться на приём к детскому стоматологу.

В самом начале роста постоянных зубов могут случиться и другие проблемы:

• выпадение коренной единицы – сигнал о серьёзных нарушениях со здоровьем ребёнка;
  • повышение уровня травматичности – подвижный образ жизни малышей в период созревания коренных зубов нередко приводит к травмированию резцов и клыков, а попытки разгрызть твёрдые предметы заканчиваются поломкой моляров и премоляров.

Каждый случай требует вмешательства специалиста для устранения негативных последствий.

Сроки прорезывания молочных зубов

Молочные зубы

Младенцы рождаются без зубов, хотя в истории имеются редкие случаи появления на свет детей с одним или даже парой прорезавшихся единицами.

Как правило, первые молочные зубки появляются к 6-8 месяцам – это центральные резцы. На протяжении 2-х лет формируется их корневая система, а с 5 лет она начинает рассасываться. Процесс распада корней молочных единиц завершается через пару лет.

После центральных молочных зубов прорезываются боковые резцы (к 8-12 месяцам). Их корни рассасываются на протяжении 2-х лет, начиная с 6 летнего возраста.

В период от года до полутора лет появляются первые моляры. Их корневая система формируется на протяжении 3,5 лет. С седьмого года жизни корни начинают рассасываться. Процесс распада полностью завершается через 3 года.

Прорезывание клыков происходит с 16 до 20 месячного возраста малышей. Для формирования корней молочных единиц требуется 3 года. Начиная с восьмилетнего возраста, запускается процесс их рассасывания.

Появление вторых моляров стоит ожидать в 20-30 месячном возрасте ребёнка. На протяжении 3,5 лет формируется корневая система, которая уже с семилетнего возраста начинает рассасываться.

Схема роста молочных зубов