Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений. Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними). Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.
РРП и причины его возникновения
Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.
Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:
- Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.
Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.
Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.
Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести. Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация. Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.
Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.
Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.
Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви. Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта. У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.
Отличительные черты человека с РРП:
- Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
- Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
- Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
- Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
- Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
- Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
- Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
- Жестокость, агрессивность характерные черты людей с РРП.
- Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.
РРП у детей
У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.
Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.
Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания. Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства. В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.
В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:
- Замкнутый
- Чрезмерно общительный.
В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.
Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.
Лечение
Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.
В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.
В старшем возрасте и для взрослых рекомендуется проведение психотерапии: психоанализа, семейной и личной.