Почему человек заикается: логоневроз у детей и заикание у взрослых

Заикание — это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно  может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

Мама с дочкой читают

Как образуется речь

Патогенез заикания имеет свои особенности, так как речевая функция контролируется двумя мозговыми центрами – Вернике и Брока. Они располагаются в височных и лобных долях, соответственно.

Первый отвечает за постановку предложений, анализ речи, поступившей извне. Другими словами, он представляет собой слуховой центр головного мозга. А вот зона Брока отвечает за голосообразование посредством прямого воздействия на мышцы лица, которые отвечают за воспроизведение речи.  При патологии происходит частичное выпадение функций той или иной зоны мозга, что приводит к неодинаковой скорости их работы, возникает заикание. В норме же эти мозговые центры действуют совместно, что и оказывает свое положительное влияние на речь в целом.

Степень выраженности заикания будет зависеть от характера и силы повреждения вышеназванных зон Вернике и Брока.

Механизм развития заикания

Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

К прочтению:  Причины сенестопатии и отличие от парастезии

Причины

Причины заикания у детей:

  • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
  • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
  • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
  • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
  • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
  • Сопутствующие соматические заболевания.

Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

Формы заикания

По характеру проявлений заикание делится на тоническую и клоническую формы. Тоническая форма характеризуется пролонгацией конкретных звуков или слогов. Клоническая – их многочисленным повторением. Зачастую встречается смешанная форма заикания, при которой встречается как удлинение звуков и слогов, так и их повторение.

По этиологии заболевания выделяют неврозоподобную и невротическую формы заикания.

Невротическая форма заикания

Невротическая форма заикания встречается у детей дошкольного и школьного возраста одинаково часто. Пусковым механизмом для ее возникновения служит сильное эмоциональное потрясение. Нарушение речевой функции отчетливо наблюдается тогда, когда ребенок испытывает волнение, и проходит самостоятельно при нормализации психоэмоционального фона. Как правило, у таких детей отсутствуют какие-либо травмы или грубые патологии в анамнезе, нет и серьезных нарушений нервной деятельности. Заикание при этой форме обуславливается неспособностью ребенка правильно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на стрессовый фактор. Если вовремя повлиять на ребенка, то патологический процесс можно остановить. В другом случае заикание будет носить пребывающий характер – возникать каждый раз при стрессовой ситуации. Особенность характера у таких детей – это чрезмерная впечатлительность и ранимость, мнительность, тревожность. В отличие от неврозоподобной формы дети с невротическим  заиканием хорошо учатся, умеют и могут правильно говорить в межприступные периоды.

Невротическое заикание можно заподозрить и при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нестабильность нервной системы:

  • Различные фобии;
  • Недержание мочи;
  • Раздражительность;
  • Агрессивность.

Более того, в школьном возрасте, когда идет становление человека как личности, ребенок может замкнуться в себе из-за наличия такого речевого дефекта.

Неврозоподобная форма заикания

При неврозоподобной форме заикания психотравмирующие факторы отсутствуют. Однако в анамнезе была перенесена какая-либо  инфекция, гипоксия или травма черепа и\или головного мозга. Неврозоподобное заикание чаще всего возникает у детей 3-5 лет. Ребенок с данной формой патологии отстает в нейропсихическом развитии, поздно начинает разговаривать, ходить.  У него постоянно присутствует слабость и повышенная утомляемость, импульсивность поступков. Первые слова он говорит после 2 лет, а словарный запас накапливается очень медленно. Когда ребенок учится формировать фразы (около 3-4 лет) начинает развиваться неврозоподобное заикание. Причем предложения, составленные этим ребенком, будут наделены рядом звуков и слогов, которых не должно быть в разговоре («Э», «А» и другие). Инвалидность при заикании зачастую встречается именно при неврозоподобной форме, хотя и не у всех детей, перенесших какую-либо внутриутробную инфекцию, развиваются грубые нарушения речевого аппарата. Инвалидность ставится специальной комиссией, при маловыраженных явлениях или невротической она не ставится, только если у последней заикание не имеет стойкий характер.

Клиническая картина

Симптомы заикания включают в себя нарушение речевой функции, вследствие чего речь носит прерывистый характер с многочисленными повторениями или пролонгациями слогов и звуков. Иногда наблюдается астеновегетативная симптоматика в виде усталости, тревожности, депрессии, раздражительности и многого другого. Но, несмотря на вышеперечисленные признаки, мужчин с заиканием берут в армию, если нарушения речи носят не тотальный характер (малоразличимые фразы).

Заикание у детей

Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

Заикание у взрослых

Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

Лечение заикания

Для успешной терапии должен применяться комплексный метод преодоления заикания. Если имеет место быть невротическая форма, то тогда основное лечение будет направлено на устранение невроза. На ранних стадиях развития возможна коррекция состояния под контролем психолога и логопеда, в дальнейшем, при отрицательной динамике могут назначаться лекарственные препараты, подавляющие возбудимость центральной нервной системы. В зависимости от тяжести логоневроза применяются седативные, ноотропные и противотревожные лекарства. Так как во время нарушения речи у пациентов наблюдается судорожная активность и подергивание конечностей, целесообразен прием противосудорожных препаратов на основе вальпроевой кислоты (Пантогам, Фенибут). Хороший результат дает витаминотерапия, сульфат магния, что оказывает укрепляющее воздействие на нервную систему.

Немедикаментозные методы

Для коррекции заикания существует множество методов, однако все они рассчитаны на устранение определенной первопричины, поэтому занятия с логопедом должны проходить в индивидуальном порядке под консультацией психотерапевта. Психолог также необходим в данной ситуации, потому что неокрепшая психика ребенка воспринимает свою речевую особенность как что-то постыдное, что приводит к замыканию в себе и нежеланию общаться со сверстниками. Иногда положительные результаты дает групповая терапия, когда ребенок общается с детьми, имеющими такое же нарушение речи. Это помогает ребенку принять себя и, в некоторых случаях, заикание проходит само собой. Также практикуют лечение гипнозом, которое напрямую связано с устранением причины, приведшей к заиканию. А самая основная и важная задача лежит на плечах родителей, ведь именно от них будет зависеть, как ребенок поведет себя в той или иной стрессовой ситуации. Поэтому, регулярно уделяя своему ребенку время, можно предотвратить развитие логоневроза у него в дальнейшем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Кошкина Ирина Николаевна/ автор статьи

Врач 2-й категории.
Стаж: 3 года
Медицинский эксперт сайта: Merilin-Clinic.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интернет-центр о симптомах, диагностике, лечении заболеваний и патологий