Умение грамотно писать и говорить приобретается большинством из нас в результате длительного обучения. Но иногда попытки научить ребенка грамотно писать и составлять предложения оказываются бесполезными, причем даже во взрослом возрасте люди, страдающие аграмматизмом, не могут правильно составить предложение, пропускают слова, путают склонения и спряжения слов.
Что такое аграмматизм и почему он возникает
Аграмматизм (дисграмматизм, параграмматизм) – нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерей способности анализировать грамматический строй речи. У больных возникают проблемы с восприятием и построением предложений, они не могут грамотно выражать свои мысли, у них наблюдаются трудности с чтением и письмом.
Подобные расстройства могут возникнуть при повреждениях коры головного мозга в лобной и височной области, общим поражением головного мозга и нарушении периферической части слухового анализатора.
Причинами развития заболевания могут быть:
- Заболевания нервной системы
- Травмы и повреждения головного мозга, в том числе внутриутробные и перинатальные.
Также аграмматизм возникает при тугоухости и умственной отсталости.
Иногда аграмматизм сопровождает речевые расстройства – афазии, когда больной не может выразить свои мысли словами и в результате общего недоразвития умственной системы.
Речевое развитие ребенка
Речевое развитие ребенка начинается уже с первых месяцев его жизни, к 2,5 – 3 годам дети усваивают большинство грамматических правил устной речи, используют склонения, спряжения слов, изменяют их по лицам, числам и так далее. До 5-6 лет сохранение определенного аграмматизма у ребенка не считается патологией, маленькие дети строят фразу таким образом, чтобы максимально быстро донести информацию до собеседника, не беспокоясь о правильности составления предложений.
Также у детей различают 3 уровня общего недоразвития речи.
1 и 2 уровни – лепетная и начатки общеупотребительной речи. Такие нарушения устной речи могут быть связаны как с общим отставанием в развитии, так и с нарушением конкретно речевого развития.
3 уровень недоразвития – наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонетическим недоразвитием характерно для аграмматизма.
Неправильное формирование грамматического строя речи может быть вызвано разными причинами: от патологии развития нервной системы до низкого уровня развития окружающих его людей, но истинный аграмматизм развивается при поражениях коры головного мозга.
У взрослых чаще наблюдаются нарушения устной речи, возникшее в результате неврологических расстройств, а вот дети могут страдать от недостаточности обучения, по своим проявлениям похожему на аграмматизм.
Виды аграмматизма
Выделяют 2 основных вида нарушения:
- Импрессивный аграмматизм – нарушение восприятия. Из-за изменений в коре головного мозга больные не могут полностью или частично воспринимать слышимую речь. Это может быть как полное непонимание слышимого, так и частичное – например больные не воспринимают сложные предложения.
- Экспрессивный аграмматизм – нарушение воспроизведения. Больные понимают речь, но не могут использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляют предложения. Выделяют сенсорный и моторный экспрессивный аграмматизм. Сенсорный обусловлен нарушением восприятия звукового сигнала, а моторный возникает при нарушениях управления мышечным аппаратом гортани, голосовых связок, челюстей и языка. Из-за этого больной не может повторять и воспроизводить сложные фразы или звуки.
Также различают 3 степени тяжести аграмматизма:
- Невозможность составить полноценное предложение, вместо этого аграмматик использует отдельные слова.
- Используются зачаточные предложения – слова в предложении могут быть не связаны, но донести общую мысль больной может.
- Синтаксический аграмматизм – наблюдаются ошибки в склонениях, спряжениях и при употреблении сложных предложений.
Симптомы агграматизма
Если встречаются аграмматизмы в речи – это может быть как признаком неврологических нарушений, так и результатом неправильного обучения и низкого образовательного уровня, поэтому необходимо проверить восприятие речи человеком и его возможность связно повторять услышанное.
Симптомы аграматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой. Уже к 4 годам у детей должны быть сформированы основные правила составления слов в предложении и их согласования. Дети с аграмматизмом с трудом учатся в школе, у них могут наблюдаться тяжелые нарушения речи, а из-за затруднения в освоении большого объема информации ухудшается успеваемость.
У взрослых аграмматизм характеризуется следующими признаками:
- Простотой и бедностью речи – больные с трудом выстаивают и почти не используют в своей устной и письменной речи развернутые предложения, включающие дополнительные и второстепенные члены предложения.
- Медленностью восприятия и воспроизведения речи – так как усвоение информации и ее воспроизведение требует от больных дополнительных усилий, то им требуется больше времени на понимание, поддержание разговора или ответа на вопрос.
- Не использованием служебных частей предложения – характерно «опускание» в речи предлогов, вспомогательных глаголов и местоимений.
- Затруднением восприятия предложений с нетипичным построением, измененным порядком слов или использованием метафор, гипербол и так далее.
Лечение
Аграмматизм – это сложное неврологическое расстройство, которое требует комплексного лечения у невропатолога с обязательными занятиями у логопеда, педагога и других специалистов.
Преодоление аграмматизма – процесс длительный и начинать лечение нужно при появлении первых признаках патологии, ведь чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на выздоровление.
В лечении используют:
- Медикаменты – Пирацетам, Ноотропил, Кортексин, Церебролизин, Нейромультивит, Пантокальцин и так далее.
- Физиотерапию – лазеротерапию, электромагнтиную терапию, дарсонваль, микротоки и так далее.
- Логопедический массаж.
- Логопедические упражнения
- Консультации психолога.